10.11.2025 / Раздел:

«Театр должен беспокоить людей»

«Театр должен беспокоить людей»
Директор «Пятого театра» Андрей Маслов о премьерном спектакле, работе в новых регионах, задачах на своём нынешнем посту, отношениях в коллективе, показателях и секретах успеха
Сразу несколькими яркими событиями уже в первой части сезона порадовал своего зрителя омский «Пятый театр». Сначала он выпустил премьеру по чеховскому «Дяде Ване» (16+), затем запомнившимся юбилейным вечером отметил своё 35-летие, а на днях сдал спектакль по культовому фильму Василия Шукшина «Калина красная» (16+). С вопроса об этой работе «Ч» и начал разговор с директором театра Андреем Масловым, возглавившим «Пятый» минувшим летом, после возвращения в Омск из новых регионов.
– Андрей Андреевич, судя по первым отзывам, «Калина красная» обещает быть одной из популярнейших премьер текущего сезона вообще. Не страшно ли было театру браться за этот материал? Всё-таки фильм Шукшина – признанная киноклассика, и можно ожидать, что публика будет предъявлять к его сценической версии повышенные требования.
– Идея этого спектакля появилась ещё до моего прихода в театр. Но бояться, по-моему, тут нечего. В мире существует множество постановок «Гамлета», однако его продолжают ставить, и никого это не смущает. И необязательно главного героя должен играть Смоктуновский или Высоцкий. В нашем случае то же самое. Сравнивать спектакль с фильмом не вполне правильно. Хотя, наверное, будут люди, которые скажут, что у нас что-то не совпадает с первоисточником. Одна зрительница ещё задолго до премьеры написала мне в соцсетях по поводу афиши спектакля. Ей показалось, что изображённая там корова опошливает великое произведение. Но ведь это прямая отсылка к Шукшину! Текст повести начинается с разговора Егора Прокудина с начальником колонии, которому он с определённым стёбом рассказывает, что собирается на воле разводить коров. И эта корова становится символом его несбыточной мечты о мирной жизни. Так что у каждого человека своё видение. Если кто-то воспринимает шукшинский фильм крупными мазками, помнит в основном Василия Макаровича в красной рубахе и сцену в бане, наверное, ему стоит пересмотреть кино и уточнить какие-то детали. Ну а если зритель к тому же готов к чему-то новому, милости просим и на наш спектакль. А потом мы можем о нём поговорить. В «Пятом театре» есть такой интересный формат – обсуждение со зрителем.
– Вы пришли в «Пятый театр» сравнительно недавно. Как освоились на новом месте?
– Неплохо, как мне кажется, и довольно быстро. На то есть свои причины. Огромная заслуга моего предшественника Ильи Киргинцева, в том, что он не только привёл  театр в порядок технически, но и нашёл для него творческого лидера. Людмила Олеговна Исмайлова – замечательный человек. И она больше чем главный режиссёр, она – настоящий художественный руководитель, за которым идёт коллектив. Творческая часть у нас работает как отлаженные швейцарские часы. Труппа в отличной форме, режиссёры приглашаются, спектакли ставятся. Вектор развития театра выбран, и мне кажется, что он абсолютно правильный.
– Вы с главным режиссёром работаете в тандеме или придерживаетесь принципа чёткого разделения полномочий?
– Надеюсь, у нас всё-таки тандем. Потому что мы советуемся и по административным, и по творческим вопросам. Но особенно важно, что у нас не бывает каких-то неразрешённых ситуаций. При наличии разницы во мнениях по какому-либо вопросу мы слышим друг друга, можем на какое-то время взять паузу, что-то обдумать, а затем снова всё обсудить и найти общее решение на пользу театру. И ещё здесь я сразу убедился, что могу быть абсолютно спокоен за происходящее на сцене. А когда коллектив сплочён и работа налажена, функция директора только сохранить это всё и приумножить. Чтобы театр ещё эффективнее решал, в том числе задачу саморазвития.
– Что нужно для её решения?
– Идти вперёд, но не забывать, с чего всё начиналось. Чтобы не потерять свои корни, свою идентичность и уникальность. Ведь принципы, заложенные создателями «Пятого театра», по-прежнему плодотворны: и художественно, и ценностно. А мы, в свою очередь, ответственны перед памятью Сергея Рудзинского, Александры Юрковой, которые в лихие годы не побоялись пойти на творческий и даже персональный риск, чтобы создать театр, который они считали своим: по душе и по идеям. Они – тот камертон, с которым мы должны постоянно сверяться.
– Сегодняшний «Пятый театр» сохраняет эту преемственность?
– Уверен, что да. Но на новом этапе своей художественной эволюции. Когда-то наш театр считался экспериментальным. Однако со временем он перерос эту нишу. Сегодня это серьёзный драматический театр. Здесь ставится драматургия мирового уровня. Здесь работают маститые режиссёры, как, например, Анатолий Праудин, недавно выпустивший у нас «Дядю Ваню». В то же время мы готовы предоставить площадку для молодых режиссёров и авторов, которые хотят себя показать. Но самое главное остаётся неизменным – приверженность  правде. Мы не обманываем своего зрителя. Не прячем смыслы за ширмами, декорациями, буффонадой. У нас нет спектаклей ради хайпа. А потому нам не бывает стыдно перед теми, кто приходит к нам в зрительный зал.
– Вы в силу профессии – зритель с очень богатым опытом. А в «Пятом театре» любимые постановки уже появились? Что порекомендуете друзьям, если они попросят вашего совета?
– В зависимости от их настроения. Если им захочется посмеяться, расслабиться, пожалуйста, у нас есть прекрасный спектакль «Примадонны» (16+), лёгкая, весёлая комедия положений. Или тот же «Боинг-Боинг» (18+), сколько лет идёт – всегда полный зал. Ну а если есть желание погрузиться в более серьёзный материал, можно пойти на «Дядю Ваню», «Дон Кихота» (16+) или «Процесс»(16+) и ряд других спектаклей. Но при выборе нужно учитывать жанровую и стилевую специфику, чтобы не столкнуться с эффектом обманутых ожиданий. Сам я с интересом смотрю все наши работы. А некоторые и не по одному разу. И вообще мне кажется, чтобы найти свой спектакль, нужно почаще приходить в театр. И постепенно ставить напротив нужных названий внутренние галочки.
– Кто сегодня ваш зритель?
– Это интересная тема. Долгое время «Пятый» слыл театром с молодёжной аудиторией. Такой условной альтернативой ТЮЗу. Но сейчас в зале можно видеть совершенно разных людей. На юбилее театра это очень бросалось в глаза. К нам пришли и студенты, и люди среднего возраста, и старшее поколение. И все они находились в одной парадигме, говорили на одном языке. Понимание того, что мы смогли объединить людей разного возраста и мировоззрения, очень позитивно. При этом мы видим среди нашей публики людей, что называется, насмотренных. Видевших много спектаклей, в том числе столичных театров. Но, в конце концов, нашедших себя у нас.
– Опыт, полученный вами во время работы в новых регионах, помогает в нынешней вашей деятельности?
– Конечно. Так же, как опыт, полученный в областном минкульте и омской драме, где я прошёл очень большую школу у Виктора Прокопьевича Лапухина, а также обучение в школе театрального менеджера у Кирилла Игоревича Крока помогли в новых регионах. Здесь я приобрёл административные навыки, знание законодательства, там – научился разнообразному взаимодействию с людьми. Они, и военные, и гражданские, там совершенно уникальны, и я всегда их вспоминаю с благодарностью и восхищением.
А ещё работа на присоединившихся территориях даёт опыт принятия решений в ситуации стресса. Когда нужно, не махая шашкой, но и не пряча голову в песок, оперативно выработать и внедрить алгоритм решения проблемы. Правда, сейчас к этому опыту приходится прибегать реже. Когда только пришёл в театр, старался вникать буквально во все процессы. Но потом увидел, что во многих особенно прикладных направлениях работа идёт и без прямого вмешательства начальства. Значит, можно сосредоточиться на более глобальных вопросах.
– Тогда последний вопрос как раз о глобальном. Каким вы видите «Пятый театр», например, к 50-летнему юбилею, выживет ли театр вообще в нынешнем технологичном мире и какие задачи перед театральным искусством сегодня стоят?
– Каким будет наш театр через много лет, я не знаю. Всё течёт, всё изменяется, я надеюсь только, что это будет успешный, высокопрофессиональный театр, который сохранит интерес публики. Что касается театра вообще, то моя чистая вера такова – он будет существовать до последнего зрителя. В любом виде, даже в самом простом – вроде ярмарочного райка с перчаточными куклами. Это, кстати, связано с его функциями. Я не большой сторонник идеи, что театр должен кого-то воспитывать. Воспитывать прежде всего должны всё-таки мама с папой. А театр должен беспокоить людей. Как говорил Сергей Рудзинский, стремиться всколыхнуть человеческие души. Чтобы мы не бронзовели, не коснели и были самими собой.
Беседовал Алексей НИКИШИН.
Фото Анны ШЕСТАКОВОЙ.




76